Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

1. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками

Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает права потребителя при продаже ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки.

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжение договора купли-продажи.

    При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.

    2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества

    Для устранения недостатков в товаре Законом устанавливаются разные сроки. Срок исчисляемый годами, истекает в соответствующие год, месяц и число (например, 20 июля 2001 г.). Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому законодательству РФ являются выходные и праздничные дни. Так, например, если срок заканчивается 12 июня, то он переносится на следующий день.

    На комплектующие детали технически сложного товара могут быть установлены тоже гарантийные сроки. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и на основной товар, он не может быть меньше чем на основной товар, если иное не установлено договором.

    В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не эксплуатировался. При устранения недостатков комплектующего изделия или составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта.

    В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если отсутствует товар в момент заявления потребителя об обмене это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.

    Ст. 22 Закона устанавливает срок выполнения денежных требований потребителя — десять дней со дня предъявления требования. Под убытками в данной статье следует понимать все произведенные потребителем расходы, а также неполученный доход.

    За просрочку выполнения требований потребителя о замене товара предусмотрена неустойка (ст. 23 Закона). В Гражданском кодексе РФ дается определение неустойки: "Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения" (ст. 330 ГК РФ).

    • Нарушены сроки устранения недостатков;
  • Не выполнены (задержано выполнение) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичный товар;
  • Нарушены сроки выполнения денежных требований.

    В этих случаях продавец (изготовитель) или организации, выполняющие их функции обязаны выплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от цены товара.

    3. Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком или расторжения договора

    Ст. 24 Закона определяет порядок перерасчета цены товара ненадлежащиго качества, приобретенного потребителем.

    Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, — качественный, но по определенным причинам потребитель не имеет возможности использовать его по назначению. Ст. 25 Закона устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, в случае: если товар не подошел ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону или комплектации.

    • товар не был в употреблении;
  • сохранен его товарный вид, потребительские свойства;
  • сохранены пломбы, фабричные ярлыки;
  • у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.

    Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.

    • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, тектиля и др. материалов, инструменты, приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми);
    • предметы личной гигиены;
    • парфюмерно-косметические товары;
    • текстильные товары;
    • швейные и трикотажные изделия;
    • изделия из материала, контактирующие с пищевыми продуктами;
    • товары бытовой химии;
    • изделия из драгоценных металов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
    • мебель бытовая (гарнитуры и комплекты);
    • автомотовелотехника, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
    • технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки: станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
    • электробытовые машины и приборы;
    • бытовая радиоэлекторонная аппаратура;
    • бытовая вычислительная и множительная техника;
    • фото- и киноаппаратура;
    • телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;
    • электоромузыкальные инструменты;
    • игрушки электронные.

    Правила, закрепленные ст. 26 Закона, регулируют отношения только по отдельным видам договора розничной купли-продажи и отдельным товарам, реализуемым по этому догоовру. Указанные правила, поскольку они утверждаются Правительством РФ, относятся к нормативно-правовым актам РФ, общеобязательны на всей территории РФ, должны соответствовать ГК, другим законам РФ и Указам Президента РФ.

Похожие новости

  • Как выпрямить волосы утюжком красиво: основные шаги и советы по технике безопасности
  • Контрастный жилет с кружевом крючком
  • Мебель из поддонов своими руками: садовый конструктор из паллет
  • Краска для волос Іnoa: палитра цветов и оттенков
  • Разновидности полисов автострахования в РФ и их особенности

  • Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей